Клятва гиппократа в россии

Красноярский медицинский портал Krasgmu.net



«Клятва Гиппократа» на самом деле совсем не принадлежит Гиппократу. После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

Оглавление:

Гиппократ (460 г. до н.э. – 377 г. до н.э., по другим данным – 356 г. до н.э., около Ларисы, Фессалия) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Придерживался в основном материалистических взглядов. Заложил основы клинического наблюдения и учения про прогнозирование последствий заболевания. Гиппократ был известным хирургом своего времени. Его считают родоначальником медицинской географии. Гиппократ сформулировал моральные нормы поведения врача, которые положены в основу текста врачебной клятвы – «клятвы Гиппократа».

О трудах Гиппократа

На самом деле большая часть трудов Гиппократа представляет собой сборник достижений разных авторов, а выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу трудов, Гален признал настоящими только 11, Галлер – 18, а Ковнер – только 8. По всей видимости остальные работы принадлежат его сыновьям (врачам Фессалу и Дракону) и зятю (Полибу).

История клятвы Гиппократа

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве, опускает большие куски исходного текста.

Текст клятвы Гиппокраа (на русском)

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.



Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда пациенту, на негативном отношении к эвтаназии, аборту, на отказе врачей от интимных связей с пациентами, на врачебной тайне.

Анализ полного текста «Клятвы Гиппократа»

В 2002 г. С Василевский провел логический анализ текста «Клятвы Гиппократа», которая существовала еще при Гиппократе. За единицу обработки информации он принял слово. Слов в «Клятве Гиппократа» оказалось всего 251.

1. Слов, посвященным отношениям «ученик – учитель» и «ученики одного учителя» — 69.

2. Слов, посвященных лечению больных – 34.



3. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны – 33.

4. Слов, которые относятся к «счастью» и «славе» врача «правильного», и проклятий на голову отступающего от клятвы врача – 31.

5. Слов, посвященных моральному виду врача – 30.

6. Слов, посвященных неавторитетным христианам богам – 29.

7. Слов, посвященным неучастии в абортах и эвтаназии – 25.



Анализируя таким образом текст «Клятвы Гиппократа», можно сделать вывод о профессиональных ценностях врача по Гиппократу.

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам. «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» — не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.



А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Источник: http://krasgmu.net/publ/kljatva_gippokrata_tekst/

Клятва Гиппократа. Присяга врача.

Клятва Гиппократа — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача, а также общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать медиком.

История клятвы врача

Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Египте.



Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, около 300 года до нашей эры) и Эразистрате и стала документом с III века до нашей эры .

Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до нашей эры на ионийском диалекте древнегреческого языка.

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями. Начало меняется: «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословен во веки веков; я не лгу».

По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 года текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в недостаточном профессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

В России «Присяга врача Советского Союза», утвержденная в 1971 году, в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

В настоящее время на территории США действие Клятвы Гиппократа ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland Security Act. В соответствии с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной экспертной помощью в их адрес и является уголовно наказуемой.

В ряде случаев традиционная Клятва Гиппократа вступает в противоречие с требованиями части общества, в том числе некоторых медицинских работников. В частности, всё чаще обсуждается возможность узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит традиционной клятве Гиппократа.

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:


  • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
  • принцип непричинения вреда;
  • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
  • принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
  • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
  • обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
  • обязательство личного совершенствования;
  • врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Текст клятвы Гиппократа на языке оригинала

(на ионийском диалекте древнегреческого языка)

Рукопись XII века с текстом Клятвы в форме крестаὌμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ’ ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ’ ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων.

Текст клятвы Гиппократа в переводе на латынь

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.

Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.



Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.

Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

Текст клятвы Гиппократа в переводе на русский

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.



Клятва врача РФ

Клятва врача — федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым
  • оказать медицинскую помощь,
  • хранить врачебную тайну,
  • внимательно и заботливо относиться к больному,
  • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям,
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам,
  • обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
  • и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
  • беречь и развивать благородные традиции медицины.

Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

(с изменениями и дополнениями, внесёнными Указом Президиума ВС СССР от 15.11.1983 — Ведомости ВС СССР, 1983, N 47, ст. 722)

Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:


  • все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
  • постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
  • обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
  • беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали;
  • сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;
  • всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.

Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.

Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 года

Источник: http://www.xn—-7sbldqaymca7g.xn--p1ai/index.php/-53-48/

Клятва гиппократа в россии

Так откуда взялось выражение «клятва Гиппократа»?

Одно из неверных утверждений, распространяемых СМИ и общественностью – «клятва Гиппократа», которую как будто бы дают все врачи (России в том числе), прежде чем приступить к врачебной практике



Вот полный текст настоящей клятвы Гиппократа, а также официально существующей клятвы врача Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 60. Клятва врача:

Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома дают клятву врача следующего содержания:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;



проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача даётся в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.



А теперь, так сказать, оригинал:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками, и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора;

наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.



Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Просто поражает то, насколько прочна убеждённость в том, что каждый врач связан самой настоящей клятвой Гиппократа. И ведь никто и никогда, ни один официальный медицинский орган, никто из врачей не попытался почему-то развенчать перед гражданами (т.е.пациентами) это заблуждение.

А справедливо было бы, если бы представители вообще всех профессий приносили такие клятвы… Как говорится, «после принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее «затягивается стетоскоп», а на жизни ставится большой красный крест». Какие мысли у Вас вызывают слова «Клятва Гиппократа»?

Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные многочисленные ряды ангелов, одетых в белые халаты, которые, не жалея своих сил и времени, охраняют здоровье людей? Общество само создало этот миф и верит в него. Однажды придумав миф о «Клятве Гиппократа», общество надёжно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало упорно поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче и о том, каким он должен быть.

Постепенно наше общество настолько сильно поверило в этот миф и привыкло к образу бесправного врача-бессребреника, начисто лишённого материальных и духовных потребностей и прав, что при любой попытке докторов изменить своё материальное положение в обществе, апологеты мифологии стали ссылаться на эту клятву – «Поклялись? Терпите. ». А ведь кто клялся-то?



Кто из сегодняшних врачей давал «Клятву Гиппократа» в её первозданном-оригинальном виде? Кто её читал и знает, о чем она? Причём здесь языческие и греческие боги? «Клятва», конечно, грозное слово, но ведь оно к нам дошло аж из дохристианских времен, безвозвратно ушедших. Сегодня, для неверующих есть Законы, а христианину должно быть достаточно и Заповедей.

Обратимся теперь к истории. Так называемая «клятва Гиппократа» на самом деле не принадлежит Гиппократу. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова (по другим сведениям в 356 году), такой клятвы ещё не было. Как и многое другое, ему приписали эту клятву много позже при редактировании его трудов.

В действительности же, «сочинения Гиппократа», как и сочинения незабвенного Леонида Ильича, представляют собой сборник из произведений различных авторов, и выделить из них настоящего Гиппократа более чем сложно. По разным данным, из 72 приписываемых Гиппократу сочинений, Гален признавал за подлинные — 11, Галлер – 18, а Ковнер только 8. Остальные работы, очевидно, принадлежали его сыновьям, и зятю (В.И. Руднев, 1998).

Наиболее распространённая на сегодняшний день версия клятвы, так называемая Врачебная заповедь, опубликованная в 1848 году в Женеве. Клятва. Закон. О враче. Наставления

«Клянусь Аполлоном — врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.



Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Так и о чём говорится в «Клятве Гиппократа»? Да совсем не о том, чтобы – «. светя другим, сгореть самому, и, превратиться в огарок». И согласитесь, что даже в таком «причёсанном» варианте текста речь идёт только об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях не причинения вреда больным, об отрицательном отношении к эвтаназии (умерщвлению больных по их желанию), абортам, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о хранении врачебной тайны.



Нигде в тексте не указано, что врач должен лечить бесплатно и бессловесно терпеть наплевательское и безразличное отношение общества к себе.

Опять вернёмся к истории. В Древней Греции, подданным которой являлся Гиппократ, подавляющая масса врачей безбедно жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Их труд оплачивали высоко (лучше, например, чем труд архитекторов). Хотя и врачам не была чужда благотворительность (когда есть деньги, можно побыть и благодетелем).

Тот же Гиппократ в своих «Наставлениях» советует своему ученику, когда дело идёт о гонораре за лечение, дифференцированно подходить к разным пациентам — «И я советую, чтобы ты не слишком не гуманно вёл себя, но чтобы обращал внимание и на изобилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Заметим, что даром Гиппократ советует лечить лишь иногда.

Может быть, Гиппократ уже понимал важность благотворительности для рекламы? Скорее всего, так и есть. Так, в тех же «Наставлениях» он советует своему ученику — «Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета.

Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании — быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности».



Как видите, неблагодарность спасённых больных по отношению к врачу заслуживает упрёка даже с точки зрения Гиппократа! Главным принципом этики Гиппократа всегда считали «non nocere» — не навреди. А соблюдал ли его сам Гиппократ?

Во-первых – кого лечить? Вот цитата из Врачебной заповеди, прилизанной (и урезанной) и опубликованной в 1848 году в Женеве — «Моя первейшая задача – восстановить и сохранить здоровье моих пациентов». Однако в первоначальной оригинальной версии «Клятвы», вероятно, действительно базировавшейся на мировоззрении Гиппократа, содержится следующее продолжение этой фразы, которая по «не ясной причине» была опущена женевскими издателями — «. однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление. ».

Даже в практике самого Гиппократа были, по меньшей мере, два случая, когда он нарушил «свою» клятву. В 380 году до н.э. некий Акрахерсит начал лечиться у него от отравления пищевым ядом. Оказав больному неотложную помощь, доктор первым делом поинтересовался у родственников Акрахерсита о том, способны ли они заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил. — «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался», на что родственники и согласились. Что недоделал пищевой яд, то завершил яд Гиппократа. (А как насчет «не навреди» и неучастия в эвтаназии?).

За два года до своей смерти Гиппократ взялся пользовать некоего Цезаря Светонского, страдавшего от повышенного давления. Когда оказалось, что Цезарь не в состоянии заплатить за весь курс лечения травами, Гиппократ передал его на руки родственников, не только не излечив, но и сообщив им неверный диагноз, сказав, что больной просто страдает мигренью. Введённые в заведомое заблуждение родственники не стали обращаться к другому врачу, и вскоре 54-летий воин скончался во время очередного гипертонического криза.

Во-вторых — Гиппократ терпеть не мог конкуренции, считал, что чем меньше будет врачей, тем круче будут заработки. Вот Вам доказательство –слова из той же Клятвы: «. наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому». Не правда ли, очень человеколюбиво?

И, наконец, последнее. В некоторых старинных трактовках «Клятвы Гиппократа» говорится, что врач должен бесплатно оказывать помощь коллегам и их семьям, и обязан НЕ ОКАЗЫВАТЬ помощь бедным людям — дабы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.



Почему же так до сих пор стоек миф о «Клятве Гиппократа»? Образ «врача-бессребреника» очень выгодная пропагандистская находка. Собственностью и богатством врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду, к лечению людей, избавлению их от страданий. Поэтому долг врача оказать помощь, в свою очередь, подразумевает обязанность общества в соответствии с так им же обожаемым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу.

В нашем обществе нет места тем, кто работает честно, в том числе и врачу. «Трудом праведным, не наживешь палат каменных». Хорошо сказано! Но врач живет здесь же, в этом же обществе. Он является его частью. И вот тут-то врач задумывается — «Почему проститутка может назвать свою цену, безголосая, но смазливая певичка за кривляние под «фанеру» может запросить многотысячный гонорар, таксист никогда не повезёт бесплатно, чиновник без «выражения уважения» не выдаст справку, гаишник за спасибо не пожелает счастливой дороги, адвокат не приступит к ведению дела, официант без чаевых не обслужит, парикмахер не пострижет, депутат не проголосует, а он — врач, спасающих их жизни, по прихоти этого же общества, лишён права назвать цену своей такой нужной всем работы?».

Вспоминаются безсмертные слова первого наркома здравоохранения Н. Семашко — «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны». Значит, знал нарком цену хорошему врачу?

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

34 комментария

Какая бы клятва не была, какой врач не был все это меркнет и бледнеет по сравнению с тем как больные относятся к лечению.Врач назначил что-то, а потом выпью ,потом схожу,на это можно забить и.т.д.

Я, заканчивая обучение в институте, расписывался отдельно за «Гиппократа» и отдельно за «врача СССР». Было дело. А людям, которые вспоминают клятву Гиппократа, я предлагаю в интернете почитать ее текст. Прямо сейчас. И я не буду отклоняться от этой клятвы. Пару раз было такое, что читали. И я тогда с честным лицом исполнял свою должностную инструкцию и клятву Гиппократа. И не более того! Люди мгновенно забывали про эту клятву и требовали человеческого отношения. Здесь наступал мой звездный час! Я приосанивался и заявлял, что человеческое отношение не предусмотрено ни клятвой Гиппократа, ни моей должностной инструкцией. Разумеется. это не в тех ситуациях, когда надо было работать быстро.

@Dolios ты куда. вернись. я все прощу. ))

Честно, не увидел особой разницы между клятвой врача в РФ и «клятвой Гиппократа». И там и там во главу угла «уважение к учителям и врачебному сообществу», «все для пользы больного» и «врачебная тайна».

Да и вообще, не встречал еще человека который думал, что врач должен лечить бесплатно, клятва там или не клятва, без разницы. Про нее вспоминают когда про халатность медперсонала говорят, про левые диагнозы, а не про деньги совсем.

Пост не про это. Пост про то, что доктор считает нормальным вымогать деньги с бабок и считает, что так и должно быть. Потому что пойти и потребовать свою зарплату с работодателя доктор не может. Для этого нужно быть взрослым и иметь яйца. Вот и отыгрывается на тех, кто слабее.

Работодатель переправит в бухгалтерию, а там тебя закружат в ворохе неведомых слов. И окажется, что тебе еще много заплатили! Я по этому пути ходил в молодости. Всегда с одинаковым результатом!

Врачи не работают бесплатно. Давайте представим, что я среднестатистический москвич с зарплатой в 60к. Итого, ежегодно с меня медицина пооечает 37к. За 15 лет накопилось больше 0.5 миллиона. За это время к врачу я обращался 3 раза.

Даже для среднестатистических это получается овер дохуя за то качество услуг, которое предоставляется. Тех же, кто зарабатывает больше, наша медицина попросту грабит, потому что они платят в разы больше, но пользуются ДМС. Потому что не хотят видеть скотское отношение якобы бесплатного врача, которому перечисленно несколько миллионов уже.

якобы бесплатного врача, которому перечисленно несколько миллионов уже. УРЯяяя. врачи у нас по нескольку миллионов получаю. и на вызовы ездят на собственных мерсах.

Когда я плачу в автосервисе за услугу, мне плевать, сколько получает конкретный слесарь, когда клиент платит моему работодателю, ему плевать какая у меня зарплата. Поэтому мне плевать на зарплату врача, я заплатил дохера денег и я жду предоставления услуги соответствующего качества.

Проблема зарплаты — это проблема исключительно работника и работодателя. Если вас что-то не устраивает, идите к своему работодателю и решайте эту проблему. Или идите к другому работодателю. Профсоюзы у вас есть, опять же. Только не ебите мозги окружающим, которым ваши проблемы до лампочки.

Вам же насрать на зарплату водителя трамвая, который вас на работу возит? Но вы хотите, чтобы вас довезли скомфортом, безопасно и требуете этого от перевозчика. Может хватит уже этого вот лицемерия? Заебал ваш плач ярославны, если честно.

Пациент сейчас от медика требует (не просит, ТРЕБУЕТ) того, в чем сам же ему отказывает. .Он требует качественной помощи, но считает нормальным отсутствие для врача качественной оплаты труда.Он требует сочувствия, но сам сочувствовать не спешит.Он легко говорит «не нравится — увольняйся», но слышать в ответ «не нравится — подыхай» не желает.

Он легко и задорно обкладывает врача матом прилюдно и без ложного стеснения, невзирая на пол и возраст, но мат в свой адрес внезапно воспринимает крайне болезненно, до подачи искового заявления.Он считает всех врачей тупыми дегенератами, но при этом совершенно всерьез ожидает от них «качества» оказания помощи и проводимого лечения в формате «экстра-класс» и не менее.Он иногда конфузливо оговаривается «Не, ну среди вас достойные есть, конечно. там, один-два, а остальных бы на фонарях вешать» — но та же самая фраза, сказанная измочаленным сменой и вызывающими быдланами медиком, почему-то вызывает у него стойкое жжение пониже спины.Он очень любит упоминать слово «должны», но конфузится, когда его просят конкретизировать, кто, в каком объеме, а главное — за что, успел ему задолжать; и, сливаясь с темы, начинает лепетать шаблонные отмазы про «плачу налоги» (отмазы тем забавнее, когда на вопрос «Где работаете?» он гордо отвечает «Нигде!»)

Пациент качественную помощь оплатил, не надо пиздеть. Каждый кто сейчас меня будет минусить, пускай помнит о том, что платит за медицину 1 свою месячную зарплату в год.

И ни один пациент не против того, чтобы врач получал нормальную зарплату. Идите к работодателю и добивайтесь ее. Мы не против, честно.

Он легко говорит «не нравится — увольняйся», но слышать в ответ «не нравится — подыхай» не желает.

Легко. Верните все деньги, которые я заплатил и говорите мне какие хотите ответы. Точнее, вы меня даже не увидите, потому что этих денег легко хватит на ДМС и даже останется.

Он считает всех врачей тупыми дегенератами

Какого члена большинство врачей прописывает фуфломицины, которые не прошли проверку, принятую в доказательной медицине? Какой процент врачей ежедневно повышает свою квалификацию, читает новейшие материалы по профессии, которые выходит в мире? Вот я, например так делаю.

Очень жду ответа на эти вопросы.

Только не надо ссыкливо прикрываться должностной инструкцией, ты же зарплату с пациента требуешь, вот и ответь пациенту, какого хрена, этому пациенту, который заплатил за прием 500к рублей прописывает арбидол или какую гомеопатию «доктор», который, даже нихуя не понимает, почему это не лекарство и почему это нельзя назначать.

Если он не дегенерат и понимает, что он делает, то он преступник, которого просто нужно посадить.

Работающий платит за себя и еще за кучу не работающих и этот вопрос адресуй тому кому платишь, платишь ты не врачам.

Легко. Верните все деньги, которые я заплатил

кому заплатил с того и требуй, ты же не врачам платил.

Ну ок. Тогда не на пикабу нойте и не с пациентов бабло трясите, а с того кто вам зарплату платит. Или опять двойные стандарты?

И к врачам один вопрос у меня. Какого члена они не лечат, выписввают фуфломицины и ноют про зарплату постоянно вместо выполнения своих основных обязанностей? Про это с врачей, надеюсь, можно спросить? А то вы как-то стыдливо этот вопрос упустили.

Ну ок. Тогда не на пикабу нойте и не с пациентов бабло трясите, а с того кто вам зарплату платит. Или опять двойные стандарты?

>Работающий платит за себя и еще за кучу не работающих и этот вопрос адресуй тому кому платишь, платишь ты не врачам.

Это не вопрос и я его никому не адресую, ты в русский язык умеешь? Я лишь пытаюсь донести до вас мысль, что пациент свое лечение оплатил, а вопрос почему эти деньги не дошли до врача, адресуй своему работодателю. Мне не интересно, сколько получает слесарь, когда я оплачиваю услуги автосервиса. С врачами то же самое. Вопрос зарплаты это вопрос работника и работодолетя.

И к врачам один вопрос у меня. Какого члена они не лечат, выписввают фуфломицины и ноют про зарплату постоянно вместо выполнения своих основных обязанностей? Про это с врачей, надеюсь, можно спросить? А то ты как-то стыдливо этот вопрос упустил. И сколько врачей хотя бы рекомендации ВОЗ читают и вообще самообразованием занимаются? Медицина, она какбэ не стоит на месте.

Мне не интересно, сколько получает слесарь, когда я оплачиваю услуги автосервиса. если не интересно то ты мой друг попал. если слесарь мало получает то ты для него дойная корова.

вот таких то и слесаря разводят на бабло))))и страховщики с автогражданкой. и автодилеры)))лох не мамонт-лох не вымрет)))

Ты за меня не переживай. Тот факт, что ты тут стонешь по поводу зарплаты, а не я уже какбэ намекает, кто тут лох. И я достаточно образован, чтобы понимать и когда мне слесарь херню втюхивает и когда доктор. И, поверь мне, умею сделать так, что выебут и того, и другого их же руководство. И делал.

И то, что на вопросы мои ты ответить не можешь, тоже показательно. Хотя, другого и не ожидалось.

И я достаточно образован, чтобы понимать и когда мне слесарь херню втюхивает и когда доктор. БЕЗ ЛОХА И ЖИЗНЬ ПЛОХА))))))

Ты не усрись только. Иди пиши следующую писульку на пикабу, как тебе нелоху плохо и как тебе все должны )

Скупой платит дважды, тупой — трижды, а лох — постоянно

Вот это у тебя бомбит 🙂

Ты бы всё же, поберегся, нелох. А то кондратий к тебе прийдет и мы тут не увидим очередную нетленку с соплями на пол экрана 🙂

@moderator ,с каких пор лопух матерное оскорбление?

А оскорбление и не должно быть матерным.

Если пользователь пишет незначительное оскорбление, мы предупреждаем его удалением комментария. Если он продолжает писать оскорбления, то мы блокируем пользователя.

Под незначительными оскорблениями понимаются «дурак», «тряпка», «слабак» и другие подобные высказывания без использования нецензурных слов

Во-вторых, Вы грубы в общении с пользователями (впрочем, как и Ваш оппонент). Отмечу, что:

Если пользователь на протяжении длительного времени проявляет грубость по отношению к другим пользователям, не переходя при этом на прямые оскорбления, и если пользователь продолжает грубить после предупреждений со стороны модератора, то администрация оставляет за собой право заблокировать данного пользователя.

и все равно спасибо за ответ. спокойного вечера

оппонент тоже груб но виновен я?))) и да. а как же классика-Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нёммм, при нёммм! Как слышно?

Глупый человек легко оценивает вещи, события, явления, не вникая в детали и обстоятельства. Он с удовольствием критикует и осуждает, таким образом как бы чувствуя себя выше того, что является объектом его критики.)))

Источник: http://pikabu.ru/story/mif_o_klyatve_gippokrata_

Дают ли врачи клятву Гиппократа?

Клятва Гиппократа — клятва, распиаренная древнегреческим целителем Гиппократом. Многие современные пациенты современных врачей уверены, что врачи обязаны их лечить и вообще всячески угождать по причине того, что давали эту самую клятву.

Дают ли врачи клятву Гиппократа?

Почему?

Потому что клятва Гиппократа была записана и начала распространяться Гиппократом примерно в 300 году до нашей эры и с того времени утратила свою актуальность по причине того, что современная медицина уже далеко не та и вещами, которых касается эта клятва, занимается иначе или вообще не интересуется.

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Как можно видеть из этой части, врач обязуется делиться своим доходом с наставником, а также бесплатно учить его детей, если это будет нужно. Понятно, что в современном мире эта часть уже утратила актуальность.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Здесь говорится об отказе от проведения эвтаназии и абортов, что в современном мире является довольно спорными вопросами и в разных странах запрещено или разрешено, а значит, регулируется не клятвой, а законодательством. Законодательство разных стран так же разрешает вопросы возможной интимной связи врача и пациента.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

А вот третья часть клятвы нисколько не потеряла актуальности и в наши дни — врачи и больница в целом обязаны хранить врачебную тайну. Но этот вопрос в наше время тоже регулируется законами.

Обязан ли врач лечить бесплатно?

Согласно клятве Гиппократа — нет. Древний врач должен был зарабатывать столько, чтобы еще и с наставником делиться. Современные же врачи, которые клятвы Гиппократа не дают, с наставниками делиться доходом не обязаны, а предоставляют свои услуги платно или бесплатно согласно законодательству в их стране, а также внутренним регламентам лечащих заведений.

Дают ли современные врачи какие-либо клятвы?

Опять же, в зависимости от страны. В России с 2011 года выпускникам медвузов предлагается принести «Клятву врача», что не является обязательным. В клятве уже не упоминаются древнеримские или древнегреческие боги, разрешено делать аборты и все еще запрещена эвтаназия. Но стоит понимать, что принесение какой-либо клятвы фактически не обязывает давшего ее человека придерживаться ее, поскольку наказания за нарушение не предвидится, пострадать может разве что честь или авторитет клятвопреступника.

В современном мире деятельность врача регулируют законы, а никак не клятвы, которым отводится роль традиций.

Источник: http://mifov.guru/hippocratic-oath/

Что скрывает клятва Гиппократа?

Клятва Гиппократа является основой основ врачебного дела. Основные правила для врача озвучены уже давным-давно в клятве Гиппократа. Доброго времени суток, друзья! Сегодня я решила написать немного неформальный пост, который хочу посвятить, пожалуй, самой известной из всех клятв — клятве Гиппократа.

Не каждый человек, не связанный с медициной, имеет полное представление об этой клятве, только лишь отдаленные предубеждения, с ней связанные. Очень часто приходится слышать такое: «Ну ты же врач! Ты давал клятву Гиппократа!», при этом люди, которые так говорят, требуют незамедлительного бесплатного ответа на ЛЮБОЙ медицинский или парамедицинский вопрос, не относящийся к профилю врача. А по сути человек абсолютно не знает, что именно давал или не давал врач в этой клятве.

Почти все, кто так или иначе сталкивался с врачами, уверены, что каждый из них обязан быть высокопрофессиональным специалистом, быть добросердечным и внимательным, а также иметь врожденное отвращение к деньгам. В представлении обывателя врач представляется неким ангелоподобным существом, которое питается манной небесной и, подобно Данко, отдает все свое сердце народу. Сегодня к клятве Гиппократа апеллируют все кому не лень, чтобы упрекнуть врача и напомнить ему, что он просто обязан помогать людям безвозмездно, в ущерб себе и своим близким.

Очень надеюсь, что после прочтения этой статьи, возгласов подобного рода станет меньше.

Прежде всего хочу сказать, что клятву Гиппократа ни один врач в нашей стране не дает, да и в других тоже. В конце обучения на общей линейке толпа новоиспеченных врачей (околочеловек) хором произносит «Клятву врача России», мне эта процедура напомнила посвящение в пионеры в свое время, в рядах которых в свое время мне посчастливилось побывать. Поэтому если вы услышите в ответ: «А я не давал клятву Гиппократа!», то это будет чистейшая правда.

В других странах также имеются различные виды клятвы Гиппократа. В США и Европе действует «Профессиональный кодекс врача». В Израиле — «Клятва еврейского врача».

Такая разная клятва Гиппократа

Итак, текст клятвы Гиппократа на русском звучит так:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

Как видите текст совсем не подходит для настоящего времени. Поэтому его видоизменили, взяв из клятвы Гиппократа только основные постулаты, добавив еще несколько пунктов.

Вот так звучит «Клятва врача России», которая вошла в состав статьи 71 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым
    • оказать медицинскую помощь,
    • хранить врачебную тайну,
    • внимательно и заботливо относиться к пациенту,
    • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям,
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам,
  • обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента,
  • и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
  • беречь и развивать благородные традиции медицины».

Как вы успели заметить, ни в клятве Гиппократа, ни в клятве российского врача нет обещания быть нищим и голодным, а также отдавать всего себя служению обществу. Так почему же у нас в стране сложился такой отрицательный образ врача? На самом деле, все идет с советских времен. Помните изречение наркома здравоохранения СССР Семашко Н.: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны»?

Вот с этого времени и появляется имидж врача-бессребреника. С этого времени обществу вдалбливалась идея, что врач должен отдавать все и ничего не ждать взамен. К слову скажу, что сам Гиппократ, его коллеги и ученики были одними из богатейших людей того времени. Тогда получить медицинскую помощь мог только обеспеченный человек.

У Гиппократа имеются советы молодым врачам, в которых обсуждается момент вознаграждения. Ниже я привожу их цитатой.

«И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы»

Таким образом он учил брать с человека согласно его сословию и благосостоянию, а бедных и неимущих иногда лечить бесплатно. Или вот еще:

«Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании — быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности»

Так почему же врач не может сам устанавливать себе цену за услуги? Почему шуты, бродячие актеры и танцовщицы, которые считались в средневековье низшим сословием, сейчас получают на порядок больше и при этом ни за что не отвечают, не несут никакой уголовной ответственности? А ведь чтобы врачу быть на высоком уровне, ему нужно постоянно учиться, покупать литературу, ездить на конференции и конгрессы, а подчас это происходит на добровольных началах и за свой счет.

Все, что может оплатить больница, это повышение квалификации 1 раз в 5 лет. А остальное ее не волнует. Вот и сидят врачи на своих рабочих местах и не жужжат. Но ведь общество этот факт не воспринимает. «Ты сам выбрал такую жизнь. Ты давал клятву Гиппократа!», — негодует оно.

Представляете, что будет, если все врачи сговорятся и уйдут из профессии? Такая тенденция, кстати, уже есть. Молодежь совсем не хочет идти на рабочие места по специальности, они-то не выбирали, это родители за них выбрали. И я их прекрасно понимаю.

Вы не думайте, что я сейчас выгораживаю свою братию и жалуюсь на жизнь. Все, что нужно врачу, так это то, чтобы его считали обычным человеком. Ведь в жизни есть разные люди — честные и не очень, добрые и злые, отзывчивые и бессердечные. Ведь врач — это только профессия, способ зарабатывания денег на жизнь, но никак не способ самопожертвования.

Встретив прохладное отношение врача, не торопитесь записывать его в «плохиши». Вполне возможно, что, как и у каждого человека, у него проблемы со своим здоровьем или здоровьем детей и близких, а может, у него конфликт с начальством или он просто не выспался, потому что всю ночь пробыл на тяжелом дежурстве. Не многие знают, что врачам не дают отдыхать сразу после дежурства, обычно в это время рабочий день у него растягивается на 1,5 суток, и вполне возможно, что за все это время он может поспать всего пару часов.

Медицина стала уже давно сферой оказания услуг, цена которых основывается на качестве и объеме. Если вы думаете, что сможете получить услугу высококлассного специалиста бесплатно, только лишь из-за того, что его связывает какая-то клятва, то вы глубоко ошибаетесь. Будьте реалистами! Нет сейчас качественной бесплатной медицины, а если и есть, то где-то в параллельной вселенной.

Думаете, мы сами врачи пользуемся бесплатными услугами? Не тут-то было. Коллеги коллегами, а деньги врозь, как говорится.

А напоследок хочу привести слова всем известного офтальмолога С. Федорова:

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» — это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь — кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях — абсурд!»

Следите за своим здоровьем смолоду и не болейте.

С теплотой и заботой, эндокринолог Диляра Лебедева

Диляра! полностью с Вами согласна! У нас в Белоруссии тоже врачи за людей не считаются. Хотя тут нужно себя уважать и ставить по особенному.У нас и министр ЗО недавно клятвой стращал… что уж об остальных говорить..

А я думала, у вас в Белоруссии коммунизм? А значит и отношение трепетное, как в СССР))) Я думаю, что нашему человеку везде будет все не так, даже в зажратой Америке найдется ложка дегтя. Привычка у нас такая — ныть, что все плохо. Вот если нахаляву, да еще по высшему разряду обслужат, да же лекарств на 10 лет вперед с собой дадут, вот тогда возможно челок будет удовлетворен, хотя и не факт.

У нас на самом деле отличные страны и весь мир нам завидует)))

Согласна с Вами на все 100% и даже больше. Всякий труд должен быть оплачен, а тем более такой каторжный, как у медиков. Сейчас в Беларуси врачи- это просто рабсила, без всяких прав, а только с обязанностями. К примеру, в поликлиниках, несмотря на талонную систему, от врачей требуют принять абсолютно всех обратившихся пациентов (даже законный обед и окончание рабочего дня не могут быть причиной отказа). Врачей призывают любить пациентов и относиться к ним, как к родным (ну как можно любить ежедневно почеловек?). Медиков приравняли к обслуживающему персоналу, а пациентов-к клиентам (клиент всегда прав!). Врачи не чёрствые и не бездушные, они уставшие, измученные люди. Наболело…..

Источник: http://gormonivnorme.ru/chto-skryvaet-klyatva-gippokrata.html